рынок всегда прав
Поскольку
рынок всегда прав, такое положение можно понимать как настойчиво предлагаемую
подсказку. Для прояснения этого вопроса всмотримся повнимательнее в причины
того, почему попытки разработать формулу успеха не имеют практической
перспективы.
Каждый
читатель, кому приходилось слышать рассуждения экспертов о рыночном поведении и
возможных сценариях будущего, наверняка, заметил, что тот или иной исход вполне
справедливо ставится в зависимость от разных факторов. Например, от того, как
участники рынка переварят ту или иную новость, исчезнут или возникнут у них
сомнения, укрепится или разрушится доверие к официальным заявлениям, сохранится
или исчезнет ясность относительно планов государства по охлаждению перегретой
экономики и т.д. и т.п.
Но
попробуйте углубиться в причинно-следственные связи этих емких категорий.
Малейшие попытки сделать это способны увести нас от конкретного тика рыночной
цены как угодно далеко. В такие сферы, как поли тика и экономика, математика и
астрономия, экология и психология, культура и искусство, мораль и этика,
преступление и наказание...
В
условиях свободного рынка рациональная основа экономических способов воздействия на их поведение может
наталкиваться на иррациональность психологии поведения участников. Баланс
спроса и предложения устанавливается здесь вовсе не по жестко действующим
законам паровозной механики, а в результате конкурентной борьбы между людьми.
При этом даже если между сторонами, где одни участники рынка всегда слишком
много просят, тогда как другие в обмен на это слишком мало предлагают, достигнуто
компромиссное согласие, то оно будет носить весьма неустойчивый и
непредсказуемый характер. Потому что все это действо происходит в условиях
свободного волеизъявления участников рынка, которые в меру своих способностей,
страхов и надежд пытаются решать стоящие перед ними задачи. Причем делают это
под влиянием бесконечного числа произвольно изменяющихся факторов, которые
каждый участник воспринимает и трактует в соответствии со своими субъективными
представлениями и идеями, мягко говоря, не всегда понятными для других и порой
не отвечающими объективным реалиям.
Как видим, грабли, на которые приходится
наступать при любых попытках изобретения формулы успеха, заложены в самом
рыночном механизме формирования конъюнктуры. Разумеется, применительно к совершенно
конкретному частному случаю какое-то примерное прогнозирование рыночного
поведения возможно. Если провести достаточно глубокое и всестороннее изучение
всех обстоятельств дела ( case study ), то можно рассчитывать и на
соответствующее приближение прогнозных суждений к реальности.
Но применительно к рынку такая задача
усложняется тем, что, разобравшись с ним сегодня, назавтра мы рискуем получить
в его лице совершенно новую реальность, где ведущую роль могут играть иные
силы и факторы, и они создадут событийный ряд, не похожий на предыдущий.
Несомненно, прогнозы об ожидаемом исходе
рыночного противостояния участников, верные по своей глубинной сути, всегда
возможны. Например, неизменно беспроигрышным будет сказание о том, что победит
сильнейший. Это одна из самых надежных формул прогноза на исход всякой борьбы,
в какой бы сфере она ни завязывалась: битва на поле брани, спортивное
состязание или борьба между спросом медведей и предложением быков.
Правда, воспользоваться на практике таким
надежным инструментом не так просто. Придется где-то добыть еще одну формулу.
Она должна была бы позволять определение не просто сильнейшего, а того, на чьей
стороне окажется решающая сила именно здесь и сейчас в конкретно наблюдаемом
раунде.
Даже когда, казалось бы, все в нашу пользу,
мы приучены не радоваться до тех пор,
пока дело не сделано окончательно. Сглазить боимся? Нет. Про сто знаем, что в
жизни всегда может чего-нибудь пойти не так, и никакая заранее исчисленная
формула, которая все равно не в состоянии объять необъятное, не поможет.
Возникает тупиковое хождение по кругу, а рынок, тем временем, ждет, когда мы,
наконец, осознаем необходимость поиска иных подходов.
Непреодолимость задачи
поиска «формулы успеха» можно рассматривать как «подсказку» со стороны рынка о
некорректности такой постановки проблемы
Статья размещена в рубрике: Шансы трейдера на выигрыш
|