неэффективная модель ведения бизнеса
Бывает
и так, что та или иная компания имеет топ-менеджмент, располагает
значительными объемами наличных средств — и все равно терпит неудачу на рынке.
Происходит это из-за того, что руководствуется она неправильной бизнес-моделью,
которая и определяет успех ее деятельности. Наличие у компании серьезного
бизнес-плана позволяет ей иметь четкие представления относительно путей и
способов получения прибыли. Хотя приведенное утверждение кажется очевидным,
существует немало компаний, которые сумели убедить инвесторов в целесообразности
покупки их акций даже тогда, когда их бизнес-модели уже «не работали».
Enron — классический
пример компании, имеющей некорректную бизнес-модель. Чем больше Джим Чанос —
спекулянт, работающий на понижение, — изучал материалы о ее деятельности,
тем хуже понимал, какой бизнес-моделью она руководствуется. Дело в том, что
председателю и главному администратору было довольно сложно изложить
бизнес-модель компании в письмах, ежегодно направляемых акционерам.
Тогда возникает вопрос: если
сама компания не может разобраться в своей бизнес-модели, как это сделают
потребители? Отсутствие четкой, грамотно сформулированной бизнес-модели,
которая однозначно определяет приоритетные направления деятельности
компании, — один из верных признаков того, что она сталкивается с некоторыми
проблемами.
Более
того, еше один признак опасности — переход компании от одной бизнес-модели к
другой. Именно так дело обстояло в случае с Enron. И
хотя эту компанию можно рассматривать как типичную, имеющую неадекватную
бизнес-модель, она — далеко не единственная
фирма, которая строит свою деятельность на столь шатком основании.
По мнению Марка Робертса,
который занимается публикацией отчетов Off Wall Street, с
развитием сети Интернет появилось огромное количество компаний, которые не
имеют эффективно работающей бизнес-модели. В качестве примера он привел Chemdex, которая
создала свой сайт для работы с потребителями в режиме В-2-В в сфере
биотехнологий. На первый взгляд, идея была проста; компания взимает
небольшие комиссионные за транзакции, осуществляемые через онлайновую систему
своей торговли. Проблема, однако, заключалась в том, что количества таких
транзакций оказалось недостаточно для того, чтобы достичь необходимой для
обеспечения рентабельности компании критической массы. Тогда Chemdex переключилась
на другую отрасль. И даже изменила свое название — теперь она называлась Ventre. Несмотря
на все это, объем транзакций по-прежнему был недостаточным для получения
прибыли.
Мог
ли инвестор понять, как именно обстоят дела у компании? По мнению Робертса,
да. Для этого нужно было выполнить несложные математические расчеты. А даже
самые оптимистичные подходы к расчету потенциальной доли компаний на рынке
свидетельствуют о том, что рассматриваемая нами занимает на нем относительно
небольшую долю. Помимо этого — без всяких преувеличений — имелось несколько
сотен компаний (все они располагали солидной наличностью), которые также
стремились попасть на этот рынок,
Наблюдается
и другая ситуация: рынок может оказаться достаточно большим, но структура
себестоимости — неэффективной. В качестве примера можно привести онлайновые
компании—поставщики марок. Используемые ими технологии действительно были
защищены соответствующими патентами, что препятствовало их распространению на
рынке. К сожалению, сам процесс продажи марок в онлайновом режиме оказался
слишком затратным — независимо от объема продаж.
И
наконец, компания может попытаться сопоставить свою бизнес-модель с
существующими в других отраслях. Как мы уже знаем, именно так поступила Enron, В
1998 г. эта компания утверждала, что
специализируется исключительно на поставках природного газа. Однако годом
позже она стала называться торговой компанией New Economy.
В свете новой бизнес-модели
этой компании, как торговой, Джим Чанос сравнил показатели ее деятельности с
аналогичными показателями по другим брокерским компаниям. Как правило, эти
компании реализуют товары по стоимости в два раза превышающей их остаточную
стоимость. Enron же увеличивала эту стоимость в шесть раз. Из
этого, по мнению Ча-носа, следовало, что номинальная стоимость ценных бумаг данной
компании была завышена.
Статья размещена в рубрике: Игра на понижение
|