Методика коротких продаж
«Короткие»
продажи — явление на рынке отнюдь не новое. История их методики уходит корнями
к формированию в конце 1500-х годов фондового рынка в Дании, когда инвесторы
осознали, что могут не только покупать ценные бумаги по «длинным» позициям, но
и осуществлять «короткие» продажи финансовых инструментов.
Как и у многих могущественных экономических
держав, у Дании был выход к морю, что способствовало развитию торговли. Для
финансирования расширяющейся торговли в этом государстве была создана фондовая
биржа. Одной из самых мощных компаний на рынке стала основанная в 1602 г. East Indies Company.
Помимо методики «коротких»
продаж, датские инвесторы создали целый ряд других новомодных финансовых
инструментов — таких, как опционы, паевые инвестиционные фонды, залоговые
аукционы. А наиболее видным специалистом по «коротким» продажам
зарекомендовал себя Исаак ле Мейр. По сути дела, он создал методику «налета
медведей»*. Мейр выбирал компанию с не очень устойчивым финансовым положением
и осуществлял «короткие» продажи максимального количества
ее акций с целью снижения их курса. После этого он скупал упавшие в цене акции
и распускал слухи, чтобы поднять их цену.
* Активная продажа ценных бумаг или товаров определенного вида с целью
сбивания цен и последующей их покупки на более выгодных условиях — Здесь
и долее прим. пер
В Дании наблюдался настоящий экономический бум. Но,
поскольку при капитализме развитие экономики носит волнообразный характер, и
этот бум прошел, после чего произошел не просто спад, а настоящий обвал рынка в
1610 г. Инвесторам нужно было найти виновных. А почему было не выбрать в качестве
таковых спекулянтов, играющих на повышение: разве не они создали на рынке
наплыв предложений на продажу?
Как это неоднократно
случалось на протяжении истории человечества, «короткие» продажи на датском
фондовом рынке были запрещены. Однако — и это тоже случалось неоднократно
— запрет не продлился долго. Инвесторы нашли способ обходить его.
Например,
в 1720-х годах французский фондовый рынок рухнул, а вину за это возложили на
тех же спекулянтов. И «короткие» продажи опять были запрещены. Интересно
отметить что Наполеон классифицировал осуществление «коротких» продаж как
измену родине, поскольку такая практика осложняла ему финансирование военных
кампаний в условиях нестабильного рынка. Этот запрет был снят лишь в 1880-х
годах Однако в период его действия все равно осуществлялось довольно много
«коротких» продаж.
Статья размещена в рубрике: Игра на понижение
|