Годовые отчеты
Как
уже обсуждалось, в годовых отчетах спекулянты, играющие на понижение, не
смогут найти всю интересующую их информацию о деятельности компании. Он, по
большей часта, предназначен для PR-целей и представляет собой своего рода
оборотно-кредитный документ в письменном виде. Зачастую компании даже
нанимают PR-фирмы
с большим опытом работы для
составления годового отчета, который оказался бы привлекательным для
акционеров. По сути дела, цель данного документа — не только удержание
существующих, но и привлечение новых акционеров.
Тем не менее годовые отчеты не стоит обходить
вниманием. Они могут дать общее представление о компании и оказаться полезными
с точки зрения получения представления о ее деятельности в целом и по
направлениям. В них содержатся соответствующие графики и доступные для
понимания читателя описания, характеристики. Если же после ознакомления с таким
документом вам не все будет понятно относительно деятельности данной
компании, это сигнал к тому, чтобы серьезно задуматься. Вполне может быть, что
данная компания — подходящий кандидат на «короткие» продажи.
Вероятно, самая значимая
составляющая годового отчета — письмо председателя компании. Принимая во
внимание, что этот документ имеет еще более ярко выраженную PR-направленность, как правило,
возникает образ улыбающегося и уверенного в себе руководителя — «шефа». На
приведенной иллюстрации изображен председатель Enron, помещенный
на обложке годового отчета компании за год до ее банкротства — в 2000 г.
В
таком письме дается подробное описание деятельности компании, ее достижения за
отчетный период и планы на будущее. Следует иметь в виду, что при разработке
такого письма председатель прибегает к активной помощи соответствующих
специалистов. Юрисконсульты обеспечивают соответствие данного документа
положениям законодательства о торговле ценными бумагами; главный финансовый
администратор дает председателю необходимые пояснения в части, касающейся финансовых
вопросов; вице-президенты по сбыту и маркетингу вносят свои вклады в разработку
этого документа. И безусловно, PR-специалист содержанию данного документа придает
максимальный оптимизм.
Так
что при ознакомлении с этим «сценарием» необходимо обращать внимание на
нюансы. Важно задаться вопросом: не кажется ли вам странным создаваемый образ
компании? Проанализируйте и сравните письма председателя к акционерам за
предшествующие годы. Не упоминается ли в них какое-либо новое рискованное
предприятие, о котором в данном письме ничего не говорится? При анализе письма
обратите внимание на настораживающие формулировки. Говорит ли председатель о
проблемах? Это может служить свидетельством того, что она может в будущем
столкнуться с еще более серьезными трудностями. Не меняются ли часто
направления деятельности компании? Наконец, не сетует ли председатель в
своем письме на «некорректные» методы, используемые внешними конкурентами, и
не высказывается ли он в пользу государственного вмешательства в процесс
регулирования конкуренции на рынке?
Статья размещена в рубрике: Игра на понижение
|