Гипотетический объем прибыли
Ранее
в этой главе мы уже анализировали пример компании, имеющей как
гипотетический объем прибыли, так и аналогичный показатель в соответствии с GAAP В
принципе все публичные компании должны публиковать информацию о прибыли в
соответствии с GAAP Но при этом им вовсе не обязательно представлять
данные о гипотетическом объеме прибыли. Однако в конце 1990-х годов практика
публикации гипотетического объема прибыли получила широкое распространение.
Дело в том, что так было проще завышать данный финансовый показатель.
На
протяжении целого ряда лет компании высказывают свое недовольство по поводу GAAP. Они
утверждают, что эти принципы бухучета не отражают в полной мере реального
положения дел в компании. Например, финансовые показатели формирующейся
биотехнологической компании не всегда сопоставимы с аналогичными
показателями уже утвердившейся на рынке фармакологической компании, Поэтому
биотехнологическая компания пытается внести определенные корректировки в
свои, рассчитываемые на основе GAAP, показатели прибыли. Из
чего и получается так называемый гипотетический объем прибыли.
Эта
практика отнюдь не нова. Она существует на протяжении нескольких
десятилетий. Обычно к ней прибегали в исключительных случаях, например при
крупном слиянии. Как правило, показатели гипотетического объема прибыли использовались
для сложных транзакций, и это обычно не рассматривалось как событие.
Все
изменилось в 1990-х годах, когда компании обратили пристальное внимание на этот
метод. Одной из важных побудительных причин было то, что компаниям стало
труднее соответствовать высоким ожиданиям Уолл-стрит. А методика представления
данных о гипотетическом объеме прибыли позволяла создавать более
благоприятное впечатление о своей финансовой деятельности.
Итак,
компания выпускает пресс-релиз, указывая в заголовке именно гипотетический
объем прибыли, а не соответствующий показатель, рассчитанный на основе GAAP, что,
в свою очередь, могло бы обусловить продолжение роста цен на ее акции.
После того как Enron буквально
«взорвалась изнутри», было высказано немало критических замечаний относительно
целесообразности применения метода гипотетического определения объема
прибыли. Серьезная проблема заключается в отсутствии стандартов в этой
области, поэтому каждая компания руководствуется своими критериями Например, Yahoo' (которая
в числе первых стала использовать эту практику) осуществляла расчет
гипотетического объема прибыли таким образом, что этот показатель более чем
на 30% превышал объем прибыли, рассчитанный на основе GAAP Как
правило, эта компания вычитала из суммы объявленной прибыли расходы на
приобретение интернет-компаний, а также сумму налога на прибыль от продажи
принадлежащих сотрудникам компании опционов (рис 8 1)
Статья размещена в рубрике: Игра на понижение
|