учет по методу двойной записи
Эту систему разработал итальянский математик
Лука Пачоли в конце 1400-х годов. Суть ее можно выразить следующим образом:
Активы =
— текущие обязательства/пассивы + чистый
капитал.
Остановимся
подробнее на отдельных компонентах этой формулы.
Активы — это все,
что принадлежит компании: наличность, товарно-материальные запасы, земельный
участок, оборудование и даже патенты.
Текущие обязательства/пассивы
представляют собой задолженность компании и могут
выражаться в виде кредиторской задолженности, долговых расписок, долговых
обязательств и т.д.
Капитал компании —
разница между активами и долговыми обязательствами компании
или разница между активами и текущими обязательствами. Так,
если сумма активов составляет 10 млн долларов, а объем текущих обязательств — 5
млн, капитал компании равен 5 млн долларов. Это средства, принадлежащие
акционерам.
Эта
формула основана на балансовом отчете компании (подробнее рассматривается в
главе 7). В левой стороне балансового отчета указываются активы, в правой —
капитал компании и ее текущие обязательства (табл. 6.1).
Таблица 6.1
Балансовый отчет ABC Corp.
по состоянию на 31 марта 2002 г.
Активы,
долл.
|
Текущие обязательства, долл.
|
Наличные средства
|
10 000
|
Кредиторская задолженность
|
50 000
|
Дебиторская задолженность
|
20 000
|
Векселя к оплате
|
20 000
|
Оборудование
|
50 000
|
Долговые обязательства
|
20 000
|
Земля
|
90 000
|
И гого текущих обязательств
|
90 000
|
Патенты
|
20 000
|
Капитал компании
|
10 000
|
Итого активов: 190 000
|
Итого долговых обязательств
и капитала компании: 190 000
|
Проанализировав приводимый
далее пример балансового отчета, вы поймете, что он совпадает с формулой, то
есть активы равны сумме текущих обязательств и капитала компании, или 190
тыс. долларов = (90 000 + 100 000). И это утверждение всегда верно. Суммы,
указанные в той и другой частях отчета, должны быть одинаковыми (потому
документ и называется балансовым отчетом).
Для того чтобы обеспечить баланс по всем
статьям, используется система двойной записи. Это означает, что при любых
обстоятельствах в правой и левой частях отчета должны фигурировать одни и те же
цифры. Например, если расходы на оплату электричества составляют 1 тыс.
долларов, то сумма наличности должна быть указана, за вычетом 1 тыс.
долларов. Эта же сумма должна быть отражена в счетах к оплате (счет к оплате
— это задолженность компании).
Не
фиксируются в этом случае в разных частях балансового отчета также проводки.
Предположим, компания приобретает оборудование на 5 тыс. долларов. При этом
сумма наличности сокращается на 5 тыс., а стоимость имеющегося оборудования повышается
на 5 тыс. долларов.
Статья размещена в рубрике: Техника коротких продаж
|