Слияния компаний
Представьте
себе ситуацию: вы смотрите утренний выпуск CNBC, где
диктор берет интервью у главных администраторов двух компаний, которые приняли
решение о слиянии. Их заявления звучат очень оптимистично: они говорят об
экономической эффективности и многочисленных выгодах такого шага. Данное
слияние позволит расширить масштабы деятельности образуемой компании (что, в
свою очередь, позволит увеличить объем ее прибыли). В результате курс вновь
образованной компании повышается. Но что, если через год навести справки о
курсе акций новой компании?
Вполне вероятно, что
стоимость ее ценных бумаг окажется ниже обещанной. Дело в том, что органично
интегрировать две компании в одну — особенно когда это касается крупных слияний
— и управлять вновь образованной компанией довольно сложно. Практика
свидетельствует о том, что, как правило, слияния и приобретения оказываются
не в интересах акционеров.
Примерами нашумевших, но
далеко не беспроблемных, слияний стали Daimler Benz и Chrysler, AOL и Time-Warner; Cendant и CUC.
Вероятно,
самый серьезный признак опасности — это ситуация, когда покупатель
приобретает ту или иную компанию по завышенной цене. Например, стоит
насторожиться, если при слиянии цена продаваемой компании на 50 и более процентов
превышает текущую рыночную стоимость компании-поглотителя. Среди прочих признаков
опасности необходимо отметить следующие.
О
Приобретаемая компания довольно крупная (скажем, на 50 и более процентов
крупнее компании-покупателя).
Покупатель не платит наличными, а приобретает главным образом, ценные бумаги
поглощаемой компании.
О
На счету компании-покупателя не одно такое поглощение (например, более 10 в
год), что увеличивает вероятность неудачной сделки (даже единственная, она
может иметь фатальные последствия).
Весьма
показателен в этом смысле пример приобретения компанией Mattel другой
— The Learning Company по разработке обучающих компьютерных программ.
Стоимость этой сделки, заключенной в мае 1999 г., составила 3,5 млрд
долларов. Однако процесс интеграции двух фирм был сопряжен с серьезными
проблемами. Добиться полного их слияния не удалось. И в конце 2000 г. Mattel без убытка
для себя продала The Learning Company инвестиционной группе Gores Capital, оговорив
в условиях договора о сделке для себя получение определенного процента от ее
доходов.
Статья размещена в рубрике: Техника коротких продаж
|