Резерв по сомнительной задолженности
Как правило, дебиторская
задолженность проходит по статье «Чистая сумма резерва по сомнительной
задолженности». К сожалению, не все клиенты платят по счетам. Поэтому компания
пытается прогнозировать процент безнадежной дебиторской задолженности (так
называемый резерв по сомнительной задолженности). Но прогноз может оказаться
ошибочным.
Обычно компания исходит из
известных уже ей тенденций в модели поведения клиентов — на основании этой
информации и разрабатывается прогноз. Если компания установила более низкий
процент сомнительной задолженности, чем он есть на самом деле, ее финансовые
показатели выглядят более внушительно. Предположим, ABC установила
свой резерв по сомнительной задолженности в размере 5%, а на протяжении
последних кварталов объем ее продаж — чистая сумма резерва по сомнительной
задолженности — 1 млн долларов. Но если прогноз окажется неправильным и на
самом деле процент сомнительной задолженности составит 10%, показатель
объема продаж будет равен 950 тыс. долларов (на 5% меньше).
Спекулянтам, работающим на
понижение, не всегда просто определить, не слишком ли оптимистичен прогноз
компании в отношении процента сомнительной задолженности. Вместе с тем
они обычно сравнивают этот показатель финансовой деятельности компании с
аналогичным по отрасли. Если он ниже отраслевой, значит, есть вероятность того,
что компания проводит слишком агрессивную политику.
Более того, спекулянты,
работающие на понижение, обращают внимание и на компании, которые занижают
процент резерва по сомнительной задолженности, несмотря на то что темпы роста
объема дебиторской задолженности намного превышают рост объема продаж.
Еще одна методика анализа
сводится к изучению клиентской базы компании. Сталкивается ли отрасль с
проблемами? Рассмотрим этот вопрос на примере Lucent. В
4-м квартале 1998 г. показатель резерва по сомнительным задолженностям
составил здесь 5,32%. В 3-м квартале 2000 г. он снизился до 3,16. Интересно
отметить, что за этот период отмечен существенный рост показателя объема
дебиторской задолженности. Вместе с тем было зафиксировано ухудшение
клиентской базы компании: многие клиенты взаимодействовали с ней только в
онлайновом режиме.
Статья размещена в рубрике: Техника коротких продаж
|