Продажа «в короткую» IPO
IPO — первоначальное
публичное предложение, то есть выпуск ценных бумаг компании. Как правило, это
событие отличается помпезностью. Обычно в первый день торговли курс впервые
выпущенной ценной бумаги поднимается сразу на 20 и более процентов. И при
подобном его повышении акции приобретаются инвесторами для получения дохода.
Но как только рынок IPO перестает быть «горячим»,
есть большая вероятность резкого снижения их курса и появления возможностей
для «коротких» продаж. Именно это произошло с новыми ценными бумагами в 1999
г. В декабре того года, в первый же день после первого публичного выпуска акций
VA Linux,
цена молниеносно
увеличилась на 698%. Это был самый высокий показатель курса за всю историю
торговли этой ценной бумагой на рынке. Но в марте 2001 г. ее стоимость
составляла 2 доллара за акцию (рис. 12.5).
Хотя
новые акции могут рассматриваться как подходящие претенденты на «короткие»
продажи, следует иметь в виду, что продать их «в короткую» через несколько дней
после публичного выпуска достаточно проблематично. Дело в том, что брокеру
нужно располагать акциями, которые он предоставляет в аренду спекулянтам,
работающим на понижение, а эти ценные бумаги могут быть в наличии лишь через
несколько дней после публичного выпуска.
Тем не менее давайте
рассмотрим ряд факторов, на которые необходимо обратить внимание при оценке
предложенных акций.
Кто осуществляет финансирование первоначального
публичного предложения?
Андеррайтер
— так называется ведомство на Уолл-стрит, которое занимается подготовкой ценных
бумаг компании к первоначальному публичному выпуску. Если в качестве андеррайтера
выступает мелкая фирма, представленные на рынке новые ценные бумаги вполне
могут быть подходящими кандидатами на «короткие» продажи. В отличие от
крупных компаний-андеррайтеров — Morgan Stanley, Merrill Lynch и
т.д., мелкие не всегда в состоянии оказать должную аналитическую и
практическую поддержку компании на вторичном рынке. Нередки случаи, когда
акции, публичным предложением которых на рынок занимались мелкие
андеррайтеры, остаются «брошенными на произвол судьбы», поскольку те,
получив свои комиссионные за первоначальный выпуск, тут же переключаются на
новые сделки. Более того, мелкие андеррайтеры обычно мобилизуют
незначительный объем средств, скажем, не более 50 млн долларов. А компании,
осуществившие первоначальный публичный выпуск своих акций, не имеют достаточных
средств для реализации разработанной бизнес-модели.
Но большинство
андеррайтеров, занимающихся первоначальными публичными предложениями, берут
на себя и твердые обязательства. Например, если та или иная компания хочет
осуществить первоначальный выпуск своих акций, андер-282райтер проводит должную
проверку ее деятельности, чтобы определить, соответствует ли она предъявляемым
для этого требованиям, и только после положительного впечатления проводит ряд
презентаций для инвесторов (они называются дорожными шоу)[2].
Предположим, что инвесторы проявили должный интерес, а институциональные
инвесторы выразили готовность выделить компании на эмиссию ценных бумаг 100 млн
долларов. Но если ей нужно всего 80, это называется подпиской на ценные бумаги
сверх предлагаемой суммы, в данном случае на 20 млн.
Вечером, накануне даты
эмиссии, андеррайтер выписывает XKZ-чек на сумму 80 млн долларов. Это — твердое обязательство,
которое означает, что если даже на следующий день произойдет обвал рынка, а
инвесторы не захотят покупать акции компании, андеррайтер берет на себя
обязательство выплатить компании обусловленную обязательством сумму.
Правда, такая практика
используется не очень активно. Вероятнее всего, андеррайтер продаст ценные
бумаги, сумма подписки на которые и составила бы 80 млн. Однако если от их
продажи он получит не 80 млн долларов, а 85, то разницу в размере 5 млн он
возьмет в качестве комиссионных.
Но бывает и по-другому:
андеррайтер осуществит «купленную сделку»[3]. И вместо
обязательства постарается найти инвесторов, которые выделили бы требуемую
сумму. Если же таковые не найдутся, он не будет нести никаких обязательств по
отношению к компаниям: это касается самих, имеющих не очень сильные
позиции на рынке, кандидатов на «короткие» продажи.
Статья размещена в рубрике: Техника коротких продаж
|