чрезмерные издержки при выполнении операций
Очевидно,
если рынки не обладают должной ликвидностью, могут возникнуть серьезные
трудности или чрезмерные издержки при выполнении операций, особенно если
срок обязательств, выпускаемых финансовым институтом, превышает срок жизни тех
активов, которые он приобретает, чтобы покрыть свои риски. Помимо всего
прочего, требуется учесть все налоговые и регулирующие аспекты. Как бы там
ни было, но у каждой альтернативы есть своя цена и свой окончательный
финансовый результат. Если они укладываются в рамки целесообразности и
устраивают одновременно обе стороны: финансовый институт и инвестора, можно
считать проблему решенной.
Зададимся вопросом: а зачем инвестору
приобретать ценную бумагу, эмитируемую финансовым институтом, которую он
создает, используя для этого различные инструменты? Логика подсказывает:
инвестор может сам попытаться составить портфель, который будет вести себя
так, как это запланировано. В приведенном выше примере: обеспечивать
определенную доходность, создавать выигрыш при росте цен на акции и при этом
обладать иммунизацией к валютному курсу. Основная проблема в том, что при
самостоятельном решении задачи ему придется иметь дело с несколькими рынками, и
может быть, не все они окажутся национальными, заставляя обратиться к
иностранным торговым площадкам. Это обусловливает необходимость вести дела
через разных брокеров, имея несколько торговых счетов, отнюдь не увеличивающих
эффективность использования капитала.
Поэтому
вполне естественно, что инвестор не будет заинтересован контактировать со
многими финансовыми посредниками, предпочитая иметь дело только с одним. Кроме
того, знаний его вряд ли будет достаточно для того, чтобы создать такой
портфель, за поведением которого, помимо всего прочего, надо еще следить.
Зарубежная практика показывает: действительно, инвесторы склонны приобретать
готовые финансовые решения, а не пытаться искать их самим. Очень важный момент:
цели финансового института могут быть различны и не ограничиваться желанием
увеличить ассортимент предлагаемых услуг. Скажем, реальная подоплека может
лежать в желании привлечь инвестиционный капитал или являться скрытой
продажей своих услуг, как брокера.
Безусловно, эмитенту
структурированных финансовых продуктов приходится оценивать все риски,
возникающие в связи с принятием на себя обязательств, и искать пути их
устранения. Потребительские цели (инвестора) обычно сводятся к получению более
надежного инструмента для вложения денег, чем он видит на рынках, с которыми
знаком. И совсем необязательно этим клиентом будет частный инвестор, — в
принципе, финансовые институты могут синтезировать гибриды, обладающие
более высоким рейтингом (меньшим риском) по сравнению с ценными бумагами, из
которых они созданы. В этом случае целевой потребительской группой могут
стать инвестиционные фонды, вынужденные действовать в рамках своей
инвестиционной политики, обычно не позволяющей приобретать активы ниже
определенного уровня риска.
Статья размещена в рубрике: Риск менеджмент
|