неликвидные ценные бумаги
Только что созданная
система NASDAQ сразу привлекла неликвидные ценные бумаги, которые не
удовлетворяли требованиям Нью-Йоркской фондовой биржи или Американской фондовой
биржи и не включались в их листинги. Маркет-мейкеры NASDAQ обычно давали
большие спрэды, характерные для неликвидных ценных бумаг. Их завышенные размеры
маркет-мейкеры объясняли риском при формировании рынков таких акций. Большие
спрэды, бремя которых перекладывалось на плечи клиентов и трейдеров, были
выгодны маркет-мейкерам, поскольку они обычно «создавали» их как компенсацию за
собственный риск ради обеспечения постоянной ликвидности. («Создание» спрэда
означает способность маркет-мейкеров приобретать ценные бумаги по биду у одного
клиента и продавать их по более высокому оферу другому.) В дополнение к большим
спрэдам система NASDAQ гарантировала маркет-мейкерам возможность зарабатывать
на каждой сделке: в любой сделке они оказывались другой стороной. Это означало,
что клиенты редко могли торговать непосредственно друг с другом, но были
вынуждены покупать и продавать акции через маркет-мейкера, который и получал
прибыль от широких спрэдов.
На деле в истории
NASDAQ маркет-мейкеры лишь иногда позволяли клиентам совершать сделки внутри
спрэда, даже если покупатель предлагал цену выше той, по которой другой клиент
хотел продать акции. Например, на торгуемые в NASDAQ по цене от 50 до 50 1/4
акции находились покупатели, готовые заплатить 50 3/8, но сделки не
совершались, хотя были и продавцы, готовые отдать такие акции по цене 50 ]/8.
Возможны были и ситуации, когда клиент делал заявку на покупку по цене 50 [/4,
а фирма, представлявшая эту заявку, могла приобрести нужные акции по цене 50 у
другого клиента и перепродать их первому желающему купить по цене 50 У4. Такое
никогда не могло бы произойти ни на Нью-Йоркской, ни на Американской фондовой
бирже, где специалист всегда, когда это только возможно, находит встречную,
соответствующую по ценам спроса и предложения, «пару» заказам клиентов (на этих
биржах в пары объединяются до двух третей заказов) и где клиенты всегда
пользуются защитой лимит-ордера *. И первоначальные допущения в правилах
NASDAQ, которые казались оправданными при торговле неликвидными ценными
бумагами, не могли, разумеется, сохраниться в процессе превращения NASDAQ в
один из крупнейших рынков мира.
Многие
из этих допущений до самого недавнего времени продолжали давать маркет-мейкерам
преимущества. Поэтому первым изменением в NASDAQ было введение правила защиты
клиента лимит-ордером, вследствие чего проведение маркет-мейкерами сделок
«через» заказы клиентов стало незаконным. Практика, при которой маркет-мейкеры,
например, сами приобретали акции по цене 50, не исполнив при этом лимит-ордер
клиента на покупку по цене 50 1/4, была уничтожена. За одним запретом
последовали другие коренные изменения, введенные 20 января 1997 г. В этот день
Комиссия по ценным бумагам и биржам установила правила, для принятия которых у
самой NASDAQ не хватало смелости. NASDAQ и ее члены сопротивлялись этим
нововведениям, но Комиссия по ценным бумагам и биржам ввела новые правила
приема и размещения заказов, которые уравняли возможности игроков и
маркет-мейкеров и вывели NASDAQ на другой уровень. По иронии судьбы, именно эти
изменения были необходимы для того, чтобы NASDAQ превратилась в «крупнейший
рынок следующего столетия». Комиссия заставила NASDAQ одобрить правила, по
которым сегодня и торгуют ценными бумагами в NASDAQ. Эти правила стали первым
шагом в трансформации NASDAQ из рынка, динамику которого определяют не
котировки, а заказы, как, например, это происходит на Нью-Йоркской фондовой
бирже.
Статья размещена в рубрике: Краткосрочный трейдинг
|