Национальный рынок NASDAQ
Национальный рынок
NASDAQ, где заключаются сделки по небиржевым акциям, построен на основе
действий, совершаемых с одними и теми же акциями многими специалистами, а не
единственным. Эти маркет-мейкеры объединяют свои усилия для коллективного
формирования котировок, или рынка по каждой акции, обеспечивая ликвидность. Все
маркет-мейкеры обязаны одновременно выставлять и бид, и офер на данную акцию.
Это называется выставлением двусторонних котировок. Естественно, если
маркет-мейкер хочет продать акции по какой-то цене, он обязательно указывает и
другую разумную цену, по какой будет готов купить их обратно.
Группа участников,
формирующих это «сообщество» трейдеров по каждой ценной бумаге, состоит из
институциональных маркет-мейкеров, таких как Merrill Lynch (MLCO), Smith Barney
(SBSH) и Goldman Sachs (GSCO). В каждой из этих фирм трейдеры несут
ответственность за создание рынка по списку акций, торгуемых в NASDAQ. Эти
списки обычно включают по 20-30 акций, среди них находятся как высоколиквидные
бумаги, так и акции, продаваемые в небольших объемах. Существует много фирм,
выставляющих котировки на популярные акции, например акции Intel, ежедневные
объемы торгов которыми составляют миллионы и десятки миллионов акций, тогда как
очень немногие маркет-мейкеры готовы работать с менее популярными бумагами,
например с акциями DNA Plant Technologies, чей дневной объем торгов не
превышает нескольких тысяч. Поэтому если речь идет об активно торгуемых акциях,
то в таких условиях на рынке не сможет доминировать ни один маркет-мейкер. А
если акции менее ликвидны, рынок могут контролировать один доминирующий игрок
или пара таких игроков.
С точки зрения
процедуры торгов торговля акциями на бирже существенно отличается от торговли
на внебиржевом рынке. В отличие от аукционного рынка на бирже, где трейдеры устно
сообщают о своих намерениях, маркет-мейкеры NASDAQ выставляют свои имена в
списке покупателей и продавцов. Этот список в электронном виде отображается в
системе NASDAQ *. Число маркет-мейкеров может колебаться в разных списках от 3
до 30 или более, в зависимости от объема торгов по данной акции. Позиция,
занимаемая мар-кет-мейкером в списке бидов и оферов, зависит от заказов
клиентов, ожиданий будущего изменения цен или от обязанности выставлять
двусторонние котировки. Сделки заключаются либо непосредственно
маркет-мейкерами по телефону, либо через одну из нескольких официально
одобренных NASDAQ электронных систем исполнения заказов. Маркет-мейкер, который
выставляет предложения, обязан либо купить, либо продать 1000 акций данной
компании. После выполнения своих обязательств маркет-мейкер может уйти с рынка
и в попытке получить прибыль выставить новый бид или офер.
Например,
предположим, Goldman Sachs (GSCO) в настоящее время хочет продать акции Altera
Corp. (ALTR). Текущие котировки - 48 3/4 х 49 У8. Если GSCO присоединяется к
текущему оферу и маркет-мейкер совершает продажу 1000 акций по рыночной цене 49
У8, то затем он может уйти с данного офера и вместо него выставить свой бид на
акцию. Этот бид может быть либо ниже текущих котировок, например 48 5/8, либо
GSCO может выставить лучший бид, скажем 48 7/8- Если маркет-мейкер выполняет
свои обязанности по обеспечению двустороннего рынка и не выступает в качестве
агента, работающего на клиента, он обычно указывает свое имя в текущем списке
покупателей. Если маркет-мейкеру удается совершить покупку по цене 48 7/8, то
он зарабатывает спрэд 3/8, или 375 дол. на 1000 акций.
Брокерские дома
вовлечены в этот процесс по двум основным причинам. Первая состоит в
необходимости обеспечить их клиентам доступ к рынку NASDAQ, а затем и к
выполнению сделок, за которые они получают комиссионные. Выступая в этом
качестве, маркет-мейкер действует главным образом как агент, выполняющий
заказы. Вообще маркет-мейкер пытается исполнить заказ клиента по наилучшей
возможной цене. Он делает это, сообщая о своих намерениях другим
маркет-мейкерам или просто совершая сделки по текущим рыночным ценам. Вторая
причина участия брокерских домов в описываемом процессе - совершение сделок для
своего портфеля или в собственных интересах. Последнее может приносить
значительно большую прибыль. Работая на рынке в собственных интересах,
маркет-мейкер обычно пытается приобрести акции по биду и продать по оферу.
Пользуясь преимуществами внутреннего спрэда, трейдер надеется без особого риска
извлечь многочисленные мелкие прибыли. В некоторых случаях маркет-мейкер будет
играть на понижение или повышение, и степень риска его игры будет зависеть от
задачи, которую ставит его фирма. В любом случае основная функция
маркет-мейкера - обеспечить ликвидность рынка акций, которые могут продавать
или покупать клиенты. Подобно специалисту по биржевым бумагам, маркет-мейкер
продает акции при повышении котировок и покупает их при понижении.
Для
трейдера, занимающегося электронной внутридневной торговлей, крайне важно осознавать
различия между акциями, продаваемыми на бирже, и акциями, продаваемыми через
NASDAQ. Эти различия обусловлены механизмом торговли. Если намерения участников
рынка биржевых акций обычно замаскированы и выявить их нелегко, то
маркет-мейкеры в NASDAQ постоянно включают свои имена в списки покупателей и
продавцов акций. Занимающийся внутридневной торговлей трейдер, который способен
определить, выполняют ли отдельные маркет-мейкеры свои обязанности по
выставлению двусторонних котировок или просто являются покупателями или
продавцами, может легко получить прибыль.
Статья размещена в рубрике: Краткосрочный трейдинг
|