Правила Комиссии по ценным бумагам были выгодны и маркет-мейкерам, и трейдерам
Торговую систему
NASDAQ использовали главным образом для формирования рынка посредством
демонстрации конкурирующих бидов и оферов (котировок). Исторически сложилось
так, что большую часть сделок исполняли либо внутри брокерского дома, который
получил заказ клиента, либо по телефону. Таким образом, систему NASDAQ обычно
использовали для установления цены, а не для реального исполнения заказов.
Котировки являлись движущим механизмом внутреннего рынка, в то время как лучший
бид (самая высокая цена предложений на покупку) и лучший офер (самая низкая
цена, по которой предлагались акции на продажу) определяли текущую рыночную
цену. Сегодня маркет-мейкеры, а в последнее время и ЭКС выставляют котировки
акций (цены, по которым они обязуются совершить сделку), которые могут
просмотреть все, кто имеет доступ к терминалам, показывающим эту информацию.
Внутренний рынок существует для каждого получившего доступ к котировкам уровня
1.
Система NASDAQ ввела
электронное исполнение сделок после того, как в 1985 г. была создана система
ввода малых заказов (SOES), а в 1990 г. - система SelectNet. SOES - это
автоматическая система, которая позволяет клиентам покупать по оферу и
продавать по биду до тысячи акций за одну сделку. Она была полностью
реализована только в 1988 г., когда Комиссия по ценным бумагам потребовала
участия в этой системе всех маркет-мейкеров. Такое требование было прямым
результатом плохой работы маркет-мейкеров во время обвала фондового рынка в
1987 г. В момент катастрофы маркет-мейкеры отказывались отвечать на телефонные
звонки заказчиков по котировкам, выставленным в системе NASDAQ, и клиенты не
могли добиться исполнения заказов ни по какой цене. В ответ на многочисленные
критические выступления NASDAQ обеспечила автоматическое испол нение заказов
через электронную систему SOES. Это нововведение открыло клиентам доступ к
рынку и торговле с мар-кет-мейкерами без телефонных звонков. NASDAQ также
разработала предназначенную для маркет-мейкеров электронную систему SelectNet,
обеспечивающую связь маркет-мейкеров между собой и выполнение электронных
сделок друг с другом.
В
1990-е гг. и SelectNet, и SOES пережили фазу стремительного развития. Развитие
SelectNet стимулировало нежелание маркет-мейкеров разговаривать с клиентами по
телефону по поводу их заказов. При этом маркет-мейкеры имели обыкновение целыми
днями переговариваться по телефону. Расследование, проведенное Министерством
юстиции США в 1993 г., подтвердило недобросовестность маркет-мейкеров. Это
расследование завершилось в 1996 г. Вывод: маркет-мейкеры очень часто вступали
между собой в сговор, чтобы искусственно поддерживать большие спрэды *. В
результате такого вмешательства извне рынок NASDAQ изменился навсегда, и в
лучшую сторону. Национальная ассоциация фондовых дилеров (NASD) вместе с
Комиссией по ценным бумагам ввели множество изменений с целью защиты клиентов.
Статья размещена в рубрике: Трейдинг внутри дня
|