Торговля на пике результативности, или как управлять процессом торговли
Усилия только тогда вознаграждаются сполна, когда их не прекращаешь.
Наполеон Хилл
Один из величайших секретов торгового успеха - признать, что вы сами ответственны за то, что происходите вами на рынке. Многие выдающиеся трейдеры, с которыми мне довелось работать, всегда говорили, что рынок - это отличный университет, где преподают секреты денег. Если вы готовы учиться, то будете зарабатывать все больше и больше. Если вы не хотите каждый день узнавать что-то новое, то вновь и вновь будете совершать одни и те же ошибки. Задумайтесь, хотите ли вы научиться чему-то у рынка или нет?
Я уже говорил, что на семинарах люблю объяснять выбор размера позиции при помощи несложной игры, имитирующей торговлю. Мы достаем из мешочка шарики, моделирующие торговую систему с 60% выигрышей и 40% проигрышей. Большинство шариков подразумевает выплаты 1:1, но в мешочке есть и такие, у которых выигрыш 10:1 или проигрыш 5:1. К тому же по условиям игры вынутые шарики всегда возвращаются в мешочек, так что вы никогда не знаете, какой шарик будет вынут следующим - как никогда не знаете, что произойдет с каждой новой сделкой на рынке. Результаты этой игры, как правило, лучше тех, которых большинство людей добивается на рынке, и значительно лучше, чем при игре в казино. После 50 сделок каждый, чья выборка шаров примерно соответствует распределению их в мешке, должен заработать деньги.
Но обычно лишь треть участников этой игры зарабатывает деньги после 50 сделок, а около трети становятся банкротами. Почему?
В подобной игре высока вероятность появления длинной полосы проигрышей - например, пять или семь проигрышей подряд при общем соотношении проигрышей к выигрышам в группе 5:1. Чтобы преуспеть в игре, вы должны разработать такую стратегию в отношении размера позиции (см. гл. 6), которая позволит вам пережить эту череду проигрышей. У большинства такой стратегии нет. А когда ее нет - проигрыш неизбежен: этот урок преподает вам рынок. К сожалению, большинство не в состоянии его усвоить. Как правило, люди склонны винить в своем проигрыше других или обстоятельства, но отнюдь не себя.
Обычно я выбираю нескольких слушателей из группы, которым поручаю вынимать шарики. Когда выпадает проигрышный шар, я прошу того, кто его вынул, продолжать доставать шарики до тех пор, пока ему не попадется выигрышный. Как правило, длинная череда проигрышей в глазах большинства начинает ассоциироваться с этим человеком. И когда я спрашиваю: Кто из вас думает, что вы потеряли деньги (или обанкротились) из-за того, что Джим (человек, вынувший проигрышную серию) устроил нам медвежий рынок?», многие поднимают руки. Иными словами, люди верят, что их проигрыш связан с неудачей Джима в вытягивании шаров и не имеет ничего общего с тем, как они играли в эту игру, т.е. с их стратегией выбора размера позиции.
Статья размещена в рубрике: Внутридневный трейдинг
|