Быстрое исполнение сделок дилинговыми подразделениями невозможно без использования современной компьютерной и коммуникационной техники. До начала 80-х годов важнейшим средством для заключения сделок и контактов с другими участниками рынка был телефон. С одной стороны, телефон способствует установлению очень важных личных контактов, но, с другой стороны, служит источником ошибок и недоразумений. Поэтому банки стремятся к тому, чтобы оснастить дилинговые подразделения самыми совершенными телефонными установками. Большинство торговых помещений оборудовано удобной для работы современной дилинговой техникой. Телефонная связь устанавливается посредством контактной кнопки, разговор передается через громкоговоритель или записывается на специальное прослушивающее устройство, с брокерскими конторами и банками налажены непрерывные линии связи.
Отношения с внешним миром устанавливаются посредством присоединения к одному или нескольким информационным агентствам. По своим информационным каналам они постоянно посылают на экран дилера сообщения о последних спот-курсах, своп- и процентных ставках, котировках ценных бумаг, новостях экономики и политики. Поставщиками информации выступают банки и брокерские фирмы, которые совместно с другими участниками рынка или самостоятельно передают по специальным каналам курсы и процентные ставки. Информационные агентства получают эту информацию и за определенную плату предоставляют ее далее пользователям по всему миру.
Дилер может получать информацию не только на своем рабочем месте. Информационные агентства продают мобильные приборы, по которым дилеру сообщается динамика важнейших курсов в любом месте, где бы он ни находился — дома или в ресторане.
Представители информационных агентств предлагают для аналитических цепей свои банки данных, а также необходимое для них программное обеспечение. Прогнозы динамики курсов и процентных ставок, полученные в форме графиков (charts) на базе данных прошлых лет, безусловно, имеют важное значение для дилера.
К началу 80-х годов в дилинговых подразделениях банков появились первые дилинговые системы, которые в настоящее время обслуживают большую часть межбанковских сделок. Дилинговые системы создавались большими информационными агентствами и предназначались для специального обслуживания подключенных к ним банков. Эти компьютерные системы обеспечивают своим членам независимо от их местонахождения быстрое соединение с другими участниками рынка. Дилер имеет возможность одновременно связываться с несколькими (от двух до четырех) партнерами; при этом каждый диалог сразу же полностью распечатывается специальными устройствами.
Кодирование при заключении сделок позволяет непосредственно оформлять их в качестве дилерских тикетов, служащих основанием для дальнейшей обработки этих сделок в компьютерной системе банка. Если внешняя дилинговая система и внутреннее расчетное подразделение соединены между собой, то данные о проведенной операции могут быть переданы без дополнительной обработки.
Внутренняя система заключения и исполнения валютных сделок образует сердце дилинговой электронной системы. Особые требования к этой системе предполагают, как правило, использование специально разработанного для дилинга программного обеспечения. Оно или приобретается на рынке и приспосабливается к специфике банка, или создается специально вместе с фирмами, работающими в " области программирования. Внутренняя система соединяется с внешними источниками информации и расчетным центром банка.
Главными задачами дилинговой системы являются учет заключенных сделок, ведение позиции, информация о потоках платежей в иностранной валюте (cash-flows) и контроль лимитов. Поскольку торговля предполагает обработку сделок в режиме реального времени (on line, real time) и для нее необходимы различные оценки результатов сделок и полученных доходов, к дилинговой системе подключаются также подразделения, занятые обеспечением сделок.
Если раньше тикеты сделок заполнялись вручную и систематически оформлялись и учитывались в отделах обеспечения сделок, то использование дилинговой системы предполагает, что дилер сам вводит сделку в компьютер. Во многих подразделениях валютной торговли все сделки сразу же после заключения вводятся дилером. В качестве тикета сделки выступает само контрольное сообщение. Таким образом, ликвидируются одно из рабочих звеньев и одновременно источник возможных ошибок.
Ввод данных происходит мгновенно и не препятствует дилингу, что обеспечивают дилинговые модули, посредством которых на экран или на цифровое табло всегда можно вызвать заложенные в систему данные. Контрольные программы предохраняют дилера от ошибочного ввода.
Всесторонняя автоматизация в дилинге приводит к тому, что:
•уменьшается значение личного контакта между контрагентами в межбанковской торговле;
•подразделения по обеспечению сделок сокращают свою численность;
•резко возрастают финансовые расходы на оборудование действующих рабочих площадок в дилинговых помещениях;
•текущие расходы на получение информации от внешних информационных агентств, на содержание дилинговых систем и связанных с ними служб значительно увеличиваются.
Валютный дилинг
Техника
Подразделения по обслуживанию валютных сделок
Учет валютных сделок
Административная система
Связь с другими внутрибанковскими системами
SWIFT